Каталог брендов
Курс тенге

Автомобильная аудиотехника


Из чего состоит аудиосистема в автомобиле? В простейшем случае из автомагнитолы и пары колонок. Но запросы автовладельцев к музыке в машине с каждым годом растут, и современная аудиосистема представляет из себя головное устройство, выносные усилители, звуковой процессор и как минимум 5 динамиков. Чтобы грамотно установить просто умелых рук недостаточно, надо разбираться в акустике, и не в общем и целом, а применительно к автомобильной специфике.

В головных устройствах используется аналоговый или цифровой тюнер. При этом, цифровой тюнер имеет ряд преимуществ, к которым можно отнести: более качественный прием сигнала, возможность точной подстройки на частоту радиостанции и наличие фиксированных настроек. Основными диапазонами тюнера являются FM, AM, MW, LW. Помимо них во многих моделях имеется расширенный FM диапазон (УКВ), на котором вещают многие российские радиостанции.
Знаменитой функцией тюнера является функция RDS. Она позволяет принимать информацию, передаваемую некоторыми станциями, и выводить ее на дисплей магнитолы в виде бегущей строки. К сожалению, RDS-сигналы передают сейчас немногие станции, но некоторые полезные сведения все же сообщаются. Так, имея аппарат с функцией RDS, вы всегда сможете узнать, например, точное время, температуру и курсы валют. Одним словом, функция, безусловно, полезная.

Тюнер-кассета или тюнер-CD? Большинство автомагнитол представляет собой комбинацию радиоприемника (тюнера) и кассетного магнитофона. Тюнер может быть цифровой и аналоговый, цифровой более качественный.
Наиболее распространены кассетные ресиверы. Это объясняется тем, что кассета является наиболее привычным и удобным аудионосителем. При этом, многие из них имеют возможность подключения CD или MD чейнджера, за счет чего появляется возможность прослушивать не только кассеты, но CD и MD диски.
Кассетные ресиверы имеют либо механическое управление перемоткой и выбросом кассеты, что относится, прежде всего, к недорогим моделям, либо полностью логическое управление, которое осуществляется простым нажатием на сенсорные кнопки.
Аппараты с логическим управлением имеют ряд стандартных функций, благодаря которым работа с кассетой становится очень удобной и приятной. Среди них автореверс, поиск музыкальных фрагментов по паузам, пропуск пауз и иногда сканирование начальных фрагментов и повтор композиций.
К более редким функциям относится система шумопонижения Dolby B или C. Эта функция актуальна, если вы воспроизводите записи, сделанные с использованием такой системы. В этом случае качество воспроизведения музыки с кассеты заметно улучшится после активации Dolby.
В аппаратах среднего и высокого уровня присутствует важная возможность воспроизводить кассеты не только типа Normal, но и типа Chrome. Последние дольше служат и обеспечивают более высокое качество воспроизведения.
В самых дешевых моделях автомагнитол лентопротяжный механизм имеет механическое управление, и набор функций у таких аппаратов резко снижается до двух: автореверс и перемотка.
Проигрыватели CD в автомобильных магнитолах в основном делятся на группы в зависимости от форматов, которые они способны воспроизводить. Наиболее часто аппараты воспринимают только обычные CD, а также CD-R и CD-RW. Но более дорогие модели читают еще и формат MP3. Возможность использовать МР3 полезна хотя бы потому, что позволяет владельцу воспроизводить диски, записанные им на домашнем компьютере, а также, потому, что МР3-диски содержат значительно больше информации, чем обычные CD. С недавнего времени на рынке начали появляться все более дешевые аппараты с декодером МР3, но их стоимость в среднем все равно больше обычных CD-ресиверов.

Автомобильные MD ресиверы очень удобны и практичны в использовании, прежде всего за счет того, что на Mini Disk, можно самостоятельно записывать сборники песен. Однако такие модели достаточно немногочисленны и имеют высокую стоимость
Диапазоны принимаемых радиоволн также могут различаться. Обычно принимаются диапазоны АМ (средние СВ или MW, и возможно, ДВ или LW волны), и FM либо расширенный FM (то есть включающий в себя российский диапазон УКВ).
Как правило, имеется низкочастотный вход для подключения CD-проигрывателя. Это наиболее популярный вариант. Менее распространена комбинация радиоприемника и CD-проигрывателя (CD-ресивер). Если Вы планируете устанавливать CD-чейнджер, то такую комбинацию Вам ставить бессмысленно, а вот если Вы слушаете музыку на CD, но не хотите тратиться на дополнительную аппаратуру в машине тогда это именно то, что Вам надо.

CD-чейнджер. Если Вы не любите нагловатых ди-джеев и слушаете CD постоянно, то это абсолютно необходимая вещь. Да, конечно, магнитола с CD обойдется дешевле чейнджера, зато Вы потеряете в удобстве. Во-первых, чейнджер потому так и называется, что Вы закладываете в него сразу много дисков, и потом одним движением пальца выбираете ту музыку, которую хотите слушать сейчас. В случае с магнитолой этот диск еще надо найти в машине, заменить, убрать тот, который Вы достали из магнитолы. Все это на ходу, заметьте. Во-вторых, не надо хранить множество дисков в машине, они компактно и аккуратно уложены в чейнджере. И не привлекают внимание автомобильных воров! Еще раз заметим чейнджер подходит тем, кто не любит радио. Если обычно Вы слушаете радио (все-таки сейчас есть из чего выбрать) и включаете CD в редких случаях, вряд ли имеет смысл тратить на него деньги.
В зависимости от технических характеристик, автомагнитолы можно условно разделить на четыре класса:

Простейшие автомагнитолы. Их сразу можно узнать по внешнему виду: приемник с аналоговой настройкой, магнитофон с механическими переключателями, дизайн 60-х годов.

Магнитолы начального уровня. Приемник уже с цифровой настройкой, и есть возможность сохранить в памяти несколько настроек на радиостанции. Как правило, двухканальные (выходная мощность до 20 Вт на канал), хотя попадаются четырехканальные (до 5 Вт на канал). Выпускаются как в несъемном, так и в полностью съемном варианте. Качество тюнера невысокое, такая модель больше подходит для прослушивания музыки на кассетах, если Вы не очень притязательны. Иногда даже есть линейный вход для подключения CD.

Магнитолы среднего класса. Все регулировки электронные, четырехканальный выход с мощностью до 30 Вт на канал, обычно со съемной передней панелью. Имеют систему шумопонижения, линейный вход на передней панели, которая почти всегда делается съемной. Эксплуатационные удобства представлены во всем спектре (хотя это зависит от конкретной модели). Имеются линейные входы и выходы. Большинство современных моделей позволяют установить hands-free комплект для мобильного телефона. В общем вполне достойный вариант, именно магнитолы среднего класса чаще всего и покупают.

Выбор магнитол среднего класса богатейший. Посоветовать какую-то конкретную модель очень сложно. Дело в том, что, во-первых, одна и та же магнитола может по-разному звучать в двух различных автомобилях, во-вторых, внешний вид (то есть дизайн) тоже имеет значение, и, наконец, в-третьих, цены на магнитолы среднего класса варьируются достаточно широко. Поэтому рекомендации по выбору будут самые общие. Главное - выбирать среди известных производителей, хорошо себя зарекомендовавших в области производства аудиотехники для автомобилей. Их достаточно много.

Магнитолы - управляющие центры. Выходная мощность до 40 - 45 Вт на канал, способны управлять CD или MD-чейнджером. Разумеется, покупать такую магнитолу имеет смысл одновременно с чейнджером. Качество звука существенно выше, часто имеется встроенный звуковой процессор, система шумоподавления. Компании, выпускающие качественные автомагнитолы управляющие центры, те же самые, которые выпускают магнитолы среднего класса.
Основными техническими характеристиками магнитолы являются:

* Выходная мощность, которая влияет не только на громкость, но и на качество звучания;

* Количество каналов: двух- и четырехканальные. Двухканальная магнитола позволяет установить в машине только 2 динамика, а четырехканальная 4.

* Наличие линейных входов и выходов. Это обеспечивает возможность дальнейшего наращивания аудиосистемы.

* Системы шумоподавления и различного рода дополнительные регулировки. Наиболее важными, пожалуй, являются эквалайзер, или хотя бы тон-регистры, которые позволяют настроить тембр звучания, и регулировка баланса уровня по фронту и тылу (фейдер).

* Эксплуатационные удобства. Это возможность приглушения звука, RDS, настройка цвета подсветки дисплея, а также дизайн органов управления. Мелочи, конечно, но мелочи приятные.

* Дизайн. Да, это тоже техническая характеристика. Вам какой регулятор громкости удобнее кнопочный, или поворотный?
Теперь нужно выбрать динамики, которые смогут обеспечить качественный звук. Конечно, в большинстве современных автомобилей динамики должны быть установлены на заводе. И качество заводских динамиков вполне приличное, во всяком случае, для уровня магнитол среднего класса, так что вряд ли есть смысл их заменять. Так что информация о динамиках представлена для тех, в чьей машине динамики не установлены, либо вышли из строя.
Постараемся понять, как правильно выбрать динамики. Для начала выясним, что означают приведенные на них характеристики:

"Входная чувствительность" - это стандартное звуковое давление (SPL), которое развивает громкоговоритель. Оно измеряется на расстоянии 1 метр при подводимой мощности 1 Ватт на фиксированной частоте (обычно 1 кГц, если в документации на динамик не указано особо).

"Диапазон воспроизводимых частот" указывает частотные границы, в пределах которых отклонение звукового давления не превосходит некоторых пределов, обычно +/-3 дБ.

"Импеданс" - полное электрическое сопротивление динамика, обычно 4 Ом. Некоторые сабвуферы имеют импеданс 8 Ом, ряд динамиков - 10 Ом или 6 Ом (характерно для японских).

"Номинальная электрическая мощность" - постоянная долговременная подводимая мощность. Обозначает ту мощность, которую громкоговоритель может выдержать в течение продолжительного периода времени без повреждения подвеса диффузора, перегрева звуковой катушки и других неприятностей.

"Пиковая электрическая мощность" - максимальная подводимая мощность. Обозначает ту мощность, которую громкоговоритель может выдержать в течение короткого времени без риска повреждения.

Автомобильные динамики стоят дороже домашних с такими же характеристиками, потому что делаются из более качественных и дорогих материалов. Ведь условия эксплуатации в автомобиле значительно хуже, чем в доме: вибрация, широкий температурный диапазон, высокая влажность. Кроме того, акустика автомобильного салона, пусть даже самого роскошного лимузина, все-таки значительно хуже домашней, пусть и малогабаритной квартиры. Нижняя граничная частота в автомобиле значительно выше, чем в квартире, и установив роскошные домашние динамики в салон любимого авто, Вы рискуете получить невнятное басовитое бормотание вместо ожидаемого кристального звука. Так что покупка специализированных автомобильных динамиков вполне оправдана, хотя и придется заплатить чуть дороже.

На что нужно обратить внимание при выборе динамиков? Самое важное электрическая мощность. Она должна быть не меньше, чем выходная мощность магнитолы, лучше чуть больше. Иначе будут потери качества звука. Затем обратите внимание на размеры и крепеж динамика. Конечно, всегда можно что-то просверлить, где-то прорезать, но ведь есть штатные крепления, почему бы ими не воспользоваться?

Итак, простейший случай мы рассмотрели: в машину устанавливается магнитола и два или четыре динамика. Можно наслаждаться музыкой. Что можно улучшить?
Самое простое добавить кроссовер. Кроссовер - это фильтр, пропускающий сигналы в определенном диапазоне частот. Его можно использовать для того, чтобы разделить сигнал в многополосных динамиках, то есть басы будут уходить на самый большой динамик, а верхние частоты на пищалку.

Можно использовать кроссовер в качестве фильтра нижних частот, если динамик не вытягивает. Кроссоверы бывают пассивные (не требуют питания, устанавливаются между выходом усилителя и динамиками), и активные (устанавливаются между головным устройством и усилителем). Разумеется, активный кроссовер значительно эффективнее пассивного. Но и стоит дороже, и сама аудиосистема, позволяющая установить активный кроссовер, подразумевает наличие отдельного усилителя. И установка активного кроссовера значительно сложнее. Как и любой активный компонент, он вносит свои шумы в аудиосистему. С ними придется бороться в процессе наладки.

Можно добавить эквалайзер. Только не стоит рассчитывать, что его установка решит все проблемы с акустикой в машине. Эквалайзер способен обеспечить тонкую настройку, так сказать, окончательную доводку аудиосистемы. Выпускаются они в двух вариантах системный, который настраивается один раз при установке и убирается в недра Вашего автомобиля, и панельный, который устанавливается в панель и предоставляет Вам возможность постоянно крутить ручки полосовых регуляторов.

И, наконец, сабвуфер. Сабвуфер - это устройство для воспроизведения сверхнизких частот, проще говоря низкочастотная колонка. Его установка позволяет существенно обогатить звучание аудиосистемы. Разумеется, это не предмет первой необходимости, и труда на его установку потребуется немало. Зато, какая музыка будет звучать в салоне! Чтобы полностью оценить ее качество, придется, наверное, установить дополнительную шумоизоляцию.
Сабвуфер самая неподвижная часть акустической системы, и зачастую самая крупная. Расчет и изготовление акустического оформления такой степени сложности уже достаточно трудоемок, так что если Вы решили, что Вам необходим сабвуфер, имеет смысл ознакомиться с этой проблемой подробно, чтобы не испытать разочарования после его установки.
Очень важная характеристика, хотя и не техническая. Вы ведь не хотите, чтобы Вашу магнитолу украли, да еще и изуродовали при этом автомобиль. Для того чтобы этого избежать, производители автомагнитол предлагают следующие варианты:

* Встроить магнитолу в переднюю панель автомобиля намертво. Такой способ годится либо для очень дешевых магнитол, ради которых не будут разбирать половину автомобиля, либо, наоборот, для очень дорогих. В последнем случае предполагается, что машина не остается без присмотра, ее оставляют либо на охраняемой стоянке, либо под присмотром водителя или охранника.

* Передняя панель магнитолы переворачивается при выключении, делая вид, что в машине ее совсем нет. Такой способ используется обычно на довольно дорогих магнитолах, но не является достаточно надежным, поскольку опытный вор не поленится присмотреться повнимательнее к Вашей машине и определить, действительно ли Вы обходитесь без музыки, или магнитола прячется под перевернутой панелью.

* Защита с помощью магнитной карточки. То есть магнитола не будет работать без магнитной карты, которую Вы уносите с собой. Способ, прямо скажем, рассчитан на очень квалифицированных воров. Они должны определить, что это именно модель с магнитной картой, и принять решение ее не брать. Но вряд ли они так сделают. Даже если и попадутся такие специалисты, все равно утащат надеясь впоследствии раскодировать.

* Съемная передняя панель. Достаточно удобно, но опять не очень надежно. К сожалению, передние панели продаются отдельно, и стоят дешевле, чем в комплекте с магнитолой. Так что магнитолу без панели тоже могут вытащить. Но самый типичный случай все же кража этой самой съемной панели. Даже очень аккуратный человек может иногда забыть ее снять, особенно в пятницу вечером, когда он торопится на дачу, и оставил машину у дома на 15 минут, только сумку взять, или у магазина, в который заехал по дороге, чтобы купить любимое пиво. Вору хватит 2 минут, чтобы разбить боковое стекло и сдернуть переднюю панель.

* Полностью съемный вариант (на салазках). Вполне надежно, если Вам не лень каждый раз, уходя из машины, забирать с собой магнитолу.
Вы просмотрели 0 товаров